четверг, 7 февраля 2013 г.

маляров ленид шаевич

Евреи Майкопа отметили 80-летие Леонида Шаевича Малярова, ветерана Великой Отечественной войны, председателя совета общины, стоявшего у истоков возрождения еврейства в Республике Адыгея.При активном участии Леонида Шаевича в общине сейчас проводится подготовка к празднованию 60-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками. В то же время, Леонид Шаевич – полковник в отставке, награжденный двумя медалями "За отвагу" и орденом Отечественной войны, – не любит вспоминать свое боевое прошлое. О военных годах говорит коротко: "Был ранен под Брно, Победу встретил в Праге".Война для Леонида Шаевича, прежде всего, это боль потери двадцати родственников, расстрелянных полицаями в числе ста евреев – жителей местечка Кившовата Киевской области, откуда родом Леонид Маляров. "Кившовата было еврейским поселением, – рассказывает он. – Сплоченность помогала нам сохранять патриархальные обычаи. До начала 1930-х годов в местечке даже действовали синагога и еврейская школа". Семья Маляровых была сугубо религиозной, соблюдала в полном объеме обычаи и традиции своего народа."Мой отец, Шая Ицкович, до революции был ремесленником и, как говорят, мастером на все руки: кузнецом, шорником, веревочником. В первую мировую войну воевал, даже получил Георгиевский крест. Но в 1916 году попал в австрийский плен. Там ему удалось окончить ешиву, так что стал он, по тем временам, образованным человеком. А поскольку от природы имел хороший голос, то и назначен был кантором в кившоватскую синагогу, – вспоминает Леонид Маляров. Мама, Ривка Йосеф-Лейбовна, была хорошей идише-мамэ. О воспитании детей заботилась не только она, но и бабушка Тойба, которая постоянно читала нам рассказы из Сидура, и совсем маленьким я уже знал и о египетском рабстве евреев, и о разрушении Храма, и о правителях Иудеи. А еще мы говорили на идиш дома и на улице, так что я свободно владею родным языком".Детство Леонида Шаевича прошло в неспокойной обстановке. Евреи тогда жили под страхом прихода "товарищей" из ОГПУ. По словам Леонида Малярова, в антисемитском государстве евреи местечка должны были быть сплоченными, честными и порядочными по отношению друг к другу, помощь бедному считалась святым долгом. Эти принципы очень помогли кившоватским евреям в период коллективизации, когда они объединились в колхоз "Дэр Эмэс". Взаимовыручка помогла и в неспокойные 1930-е годы, когда многих евреев, в том числе и отца Леонида Малярова, забирали на несколько месяцев в ОГПУ с требованиями сдавать мифическое золото. Испытанием на верность еврейским обычаям стал 1932 год: тогда была закрыта местечковая синагога, и Шая Ицкович укрыл у себя дома все культовые принадлежности, свитки и книги. После этого кившоватские евреи собирались на молитву в доме Маляровых. Маленькому Леониду на всю жизнь запомнились Рош а-Шана, Ханука, Пурим, которые из года в год отмечались в родительском доме.В 1938 году Леонид Маляров прошел бар-мицву. Торжественный ритуал проводили в глубокой тайне от властей, иначе Лёне грозило исключение из школы. Навсегда в память Леонида Малярова врезалось 28 июля 1941 года, когда в их доме был проведен последний миньян. "В молитвах все просили Б-га защитить евреев, отвести от них беду. После молитвы стали решать, что делать. Как и во всех местечках бывшей черты оседлости, старики вспоминали о прошлой войне, когда немцы не трогали евреев. Колхоз выделил подводы, но большинство решило остаться", – рассказывает Леонид Шаевич о том дне. Это решение стало роковой ошибкой. Меньше чем через месяц около ста евреев местечка Кившовата были собраны в поле, якобы для уборки пшеницы. Полицаи, набранные фашистами из местного населения, отвели колонну на окраину Кившовата, где уже были вырыты ямы и всех расстреляли. За казнью наблюдал только один немецкий фельдфебель. Как позже рассказал Леониду Малярову очевидец тех страшных событий, во время расстрела мирных жителей перед фельдфебелем стояла бутыль самогона.Леонида Малярова спас указ Верховного Совета УССР о вывозе в глубокий тыл юношей, начиная с 1925 года рождения. Вместе с другими подростками Леонид был эвакуирован под Донецк в июле 1941 года. В армию он был призван в 1944 году. После войны получил военно-политическое образование, 30 лет служил на разных должностях, после отставки еще 25 лет работал "на гражданке" и, как говорит сам Леонид Маляров, нигде не запятнал имя своего отца – кантора из еврейского местечка.Счастливо сложилась семейная судьба Леонида Шаевича. Вот уже 56 лет как он женат на Екатерине Абрамовне, которую с любовью называет еврейской "нешамой" (душой). В духе еврейской традиции супруги Маляровы воспитали дочь и внучку, передают обычаи еврейского народа своему правнуку.Активная жизненная позиция сделала Леонида Шаевича заметным человеком в еврейской общине Майкопа. Несколько лет назад он стал одним из 20 энтузиастов, которые объединились, чтобы сплотить евреев, проживающих в Республике Адыгея. На сегодняшний день в общине сделано многое. В нее входят уже 240 евреев, есть общинный дом, проводится большая общественная работа. Леонид Шаевич бережно относится к истории евреев. Его воспоминания публикуются в газете евреев Кубани и Адыгеи "Возрождение". Не оставляет он без внимания и свою родину – по инициативе Леонида Шаевича власти местечка Кившоваты установили памятник с надписью: "Жертвам фашизма еврейской национальности от жителей села Кившовата (1941-1945 гг.)". Леонид Шаевич поддерживает контакты с шестерыми, оставшимися в живых кившоватскими евреями, пятеро из которых теперь проживают в Израиле и США, а один – на Украине."На войне евреи не предали Родину, не опозорили своих героических предков – маккавеев. А сегодняшним евреям я хочу сказать – всегда помните Холокост, крепите нашу солидарность, будьте милосердны друг к другу, чтите обычаи и традиции нашего гордого и непобедимого народа!" – призывает своих соплеменников Леонид Шаевич Маляров в юбилейный год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Леонид Шаевич Маляров с супругой Екатериной Абрамовной

 Евреи не опозорили своих героических предков

Комментариев нет:

Отправить комментарий